среда, 26 марта 2014 г.

2 этап СП по картонажу - внутреннее и внешнее оформление шкатулки

Интересная сложилась ситуация с Мастер-классом по коробочке с крышкой, который я анонсировала аж в прошлом году!
Вроде набрались желающие делать, я опубликовала первую часть МК и ... и тишина! Тишина в комментариях, тишина от меня. Я так поняла, что никто так ничего и не делал. Не важно почему, важно то, как это подействовало на меня - деморализующе. Но недавно я поняла, что мои личные переживания - мое личное дело. А дело страдать не должно! Может кто то и хотел бы сделать коробку по моему МК, а продолжения то нет!
Так что в сторону лирику, публикую вторую часть МК по коробочке с крышкой - ВНЕО и ВНУО - внешнее и внутреннее оформление.

Внутренне и внешнее оформление шкатулки


Прежде чем делать, прочтите весь МК до конца!
Список материалов и о том, как склеить короб я писала здесь.
В третьей части я расскажу как сделать крышку для нашей коробочки. Так же я покажу как можно украсить крышку.
Итак, у нас есть склеенный короб
 Переходим к внешней отделке, сокращенно ВНЕО.
Ткань если она не сильно мятая, можно не гладить, она разгладится в процессе работы. Но если не желаете рисковать или ткань измята сильно – пройдитесь по ней утюгом, это не займет много времени.
Все борта оклеим одним длинным куском ткани, а донышко клеим потом отдельно.  Это самый простой способ на мой взгляд, меньше возни с уголками и подгонкой деталей. Определяем длину тканевой ленты. У меня это 20*2+15*2+2(припуск)=72 см. Ширина ленты равна высоте борта коробочки плюс 3 см на припуски (1 см снизу, 2 см сверху).  У меня получилось 8 см.

Выкраиваем ленту нужного размера из ткани. Не спешим, промеряем и тщательно следим все ли ровно. Резать можно как роллерным ножом, так и ножницами. Я режу ножницами, мне жаль тратить лезвия на ткань. Но сначала проверяю точно ли я отмерила ткань.
 Теперь надо обратить внимание еще раз на наш короб – он серенький, и эта серость может просвечивать через ткань, не прибавляя гламура нашему изделию. Так же через ткань может прощупываться крафт-бумага. В общем, нужно выбелить и выровнять поверхность бортов коробки. Дно не трогаем!
Если у вас уже есть бумажные копии бортов – отлично. Если нет – самое время вырезать. Вырезаем из акварельной бумаги (ватмана, бумаги для рисования) заготовки для бортов. Можно промерить линейкой, можно прикладывать на бумагу и обводить. Я все делаю по линейке – иначе у меня ровно не получается, увы. Вырезать из бумаги лучше ножом а не ножницами, так ровнее край. Делаем 4 заготовки бортов.
 Важно помнить, что при контакте с клеем бумага чуть размокает, так что обрежьте по 1 мм по длине и по ширине заготовки, что бы после приклеивания бумага не свисала с борта.
 Клей ПВА я наношу на борта коробки кисточкой, а излишки его собираю валиком, это особенно важно при работе с тканью, иначе клей будет проступать через нее и оставлять некрасивые следы. Так что не ленимся использовать валик с поролоновой шубкой, если валика нет - можно и губку для посуды взять. Главное аккуратность!
  Приклеиваем три бумажных копии бортов на свое место, оставляем не оклеенным тот борт, который будет задним. Я выбрала в качестве заднего один из коротких бортов.
 Снова возвращаемся к работе с тканью.
Наносим влей на один бортик коробочки (тот который лева или справа от заднего, еще не оклеенного бумагой бортика), проходимся валиком. Важно: ставим коробочку на ткань, так что бы сверху остался припуск 2 см, снизу 1 см. Еще раз: коробочку ставим на ткань!
 Разглаживаем борт от центра и краям тряпочкой сухой, стыки – стеком. Ничего не должно топорщиться, провисать или косить. Сейчас не поздно поправить любые косяки оклейки, когда высохнет – будет поздно.

Оклеиваем последовательно все три бортика. Приклеиваем припуск, который остался от первого бортика. Срезаем лишнюю ткань, не оголите угол.
Промазываем клеем последнюю четвертую бумажную заготовку бортика (удаляем излишки клея!), вклеиваем ее вплотную к уголку, прикладывая на ткань, разравниваем.
 Срезаем уголки: нижний под 45 градусов, верхний частично под 45 градусов, частично ровненько - обратите внимание на то место, где лежат ножницы

 Это нужно что бы заправить припуск ткани на изнанку и приклеить его к бумаге.
 После этого оклеиваем последний, четвертый борт коробки, приклеиваем припуск к припуску, осторожней с клеем, не переборщите, но и не жадничайте, иначе отклеится.
Делаем аккуратный ровный стык, разглаживаем ткань.
Лента приклеена. Разберемся с припусками. Нижний оклеиваем по методу Почты России, так пакуют посылки скотчем: сначала приклеиваются к донышку два любых противоположных припуска,
 затем два оставшихся

Ничего не подрезаем, как видите. Не боимся и клеим ткань к ткани на стыках. Если вашему клею это не по плечу можно взять и Момент, но как правило, ПВА столярный или мебельный справляются легко с этой задачей.
С припусками сверху посложнее. Надо их красиво уложить внутрь коробочки, не забывая приклеить ткань еще и к верхним торцам коробки. Рекомендуют сначала сложить внутрь и приклеить 2 противоположные стороны, а затем две оставшиеся, аккуратно формируя складку в углу и хорошенько прогладить стеком.  То есть немножко похоже на то, что делали на донышке.
С первого раза может не получиться. Я думаю это зависит от опыта, и немного от ткани. Изначально, еще когда торец борта и сам бортик не промазаны клеем, я пробую уложить складку в уголок, как бы прислушиваясь к ткани – как той угодно и удобно лечь в уголок? Иногда с первой попытки удается уговорить ложиться именно так, как нужно.  Сразу идеально может и не быть, но рук нельзя опускать ни в коем случае, только практика и упорство приведут к результату.
Промазываем противоположные торцы коробочки полусухой кисточкой, так же промазываем борта коробочки и отгибаем верхние припуски внутрь коробочки.
Обязательно смотрим, что бы не осталось складок и лишних бугров ткани на верхнем торце коробочки, что бы ткань легла ровно. Проглаживаем стеком. И еще раз.
Затем промазываем клеем оставшиеся 2 противоположных края и так же загибаем припуск внутрь, аккуратно формируя складку.
 Складка не должна распологаться на 2 бортах сразу, она должно четко лечь в угол.
 Формируем ее, потом подклеиваем и обязательно разглаживаем стеком.
 И с другой стороны тоже
 Итак, половину дела сделали – бортики оклеили, припуски загнули, выдохнули, похвалили себя.
 Остается сделать ВНЕО донышка. Дно в данном случае можно сделать или равным дну короба или чуть выступающим. Тут решать вам. Помним, что крышка у нас будет сделана тоже выступающей за борта, что бы ее можно было открыть, держа за торцы, без использования ручки. Так что такую крышку можно поддержать и выступающим дном, а можно и не делать этого – решите сами. 
Я буду делать выступающее дно из пивного картона (у меня он толщиной ок. 1 мм) на 0,5 см с каждой стороны. Если у вас пивного картона нет, то выступающее дно нужно делать из того же картона что и коробку. Если дно, равное коробу, то, в крайнем случае  можно сделать и из акварельной бумаги. 
Как я сказала выше, я буду делать выступающее дно, потому я отложу его изготовление  немного. Делаю я это по двум причинам. Первая: выступающее дно не позволит положить коробку на бок и не смять дно, что существенно снижает возможность маневра при оклейке внутренней части коробки. Вторая причина более личная, я иногда во время работы могу поставить коробку в пятно клея, поспешив, потому стараюсь не рисковать.
Так что, переходим к внутреннему оформлению - ВНУО. ВНУО  можно сделать по тому же принципу что и ВНЕО – отдельно дно и борта.
Берем бумажную копию дна шкатулки, примеряем ее внутрь. Она точно будет велика. Срезаем по 1-2 мм сверху и сбоку. Еще раз примеряем, не забывая что бумага чуточку растягивается при намокании.

Вырезаем заготовку из ткани, с припусками не меньше 1 см, приклеиваем ее к бумаге, приглаживаем.
 Срезаем уголки под 45 градусов на расстоянии 1-2 мм от края.
Смазываем дно коробки клеем, чуть заходя на боковые стенки, куда мы будем крепить припуски дна.  
 Вкладываем заготовку внутрь коробки, тщательно следим за местонахождением уголков, выравниваем стыки и углы, ровняем стеком и тряпочкой, приглаживаем припуски к бортам.
 Дно готово.
Теперь надо оклеить внутренние борта тканью. Если позволяет длина бумаги и ткани, то можно оклеить и одной полосой.  Я буду оклеить двумя полосами  - по два смежных борта. Можно оклеить и 4 борта отдельно, принцип я напишу чуточку ниже.
Вырезаем из бумаги заготовку шириной равной высоте борта минус  одни см (у меня 5-1=4 см.), и длиной равной длине двух смежных сторон коробочки.  Примеряем заготовку внутрь короба, отмечаем места сгибов. Помним, что бумага размокает от клея, укорачиваем ее на 1 мм слева и справа.
Прикладываем бумажку на ткань, отмечаем точками местонахождение бумажки - что бы потом точно знать куда ее вклеить (на точки указывает карандаш на моем фото).
Отмечаем припуски - по 1 см с каждой стороны достаточно.

 Оклеиваем бумажку тканью, срезаем углы под 45 градусов.
 Подгибаем на изнанку и подклеиваем оба длинных припуска, проглаживаем стеком.

Когда припуски приклеены, нужно еще раз согнуть заготовку по линиям сгиба:

Можно намазать клеем заготовку и непреклеенные припуски, можно борта коробки – в этом случае следите, что бы клей не испачкал дно и верхний подгиб ткани бортов.
Аккуратно вкладываем заготовку внутрь коробки, первым делом вставляем углы, потом только распределяя заготовку по бортам.
 Разглаживаем, проходим стеком борта и особенно углы.
 Затем вклеиваем оставшуюся полоску. Выкраиваем ее аналогично первой. Так же срезает уголки под 45 градусов. Обращаю внимание: припуски нужно приклеить и верхние и нижние, все четыре.
 Так же вклеиваем полоску в коробку, сначала с углов, потом сторонки.
 Если нужно вклеить 4 внутренние заготовки для бортиков (можно даже сделать их разных цветов, ваше право и выбор), то так же все 4 заготовки надо оклеить тканью и срезать углы под 45 градусов. Взять 2 заготовки, которые надо вклеивать в противоположные (а не смежные!) борта и у них подклеить боковые припуски на изнанку. Теперь берем заготовки с не приклеенными боковыми припусками и вклеиваем их на свои места. Затем вклеиваем борта со всеми подогнутыми припусками.
ВНУО закончено.
Шкатулка  оформлена внутри и снаружи и может оправляться на просушку при комнатной температуре. Можно прижать элементы ВНУО и ВНЕО к коробу с помощью канцелярских зажимов, ОБЯЗАТЕЛЬНО подложив под них кусочки картонок, иначе на ткани останутся некрасивые заломы.
 Когда коробка немного подсохнет, можно снять зажимы. Обычно я снимаю часа через два, когда нужно продолжить работу.
Не забываем, что у нас остается неоформленное дно. Оформляем его!
Измеряем дно линейкой, длину и ширину.

Если дно выступающее, предусматриваем это, дав припуски по 0,5 см с каждой стороны и выкраиваем дно. Пивной картон белый, его оклеивать бумагой не надо. Если у вас картон переплетный - его выбеливаем акварельной бумагой.

Выкраиваем  из ткани заготовку, с припусками не меньше 1,5 см,  меня около 2 см. Если делать выступающее дно, то  нужно учесть, что уголочкам нужно уделить особое внимание – их будет видно.
 Приклеиваем ткань к заготовке, не забываем снять излишки клея и разгладить ткань.
На донышке я покажу один из способов сделать уголочки. На крышке я планирую продемонстрировать как можно сделать немного иначе. Выбирайте какой вам удобнее.
Подрезаем ткань, так как показано на фото: справа мы делаем отступ 2 мм (толщина картона) что бы прикрыть срез картона, а другой срез делаем вровень со срезом картона.
Важно: уголки подрезаем симметрично.
Затем подгибаем срезы, которые с припусками, укрываем им торцы картона
 
Оформляем таким образом верхний и нижний срезы.

Теперь подклеиваем оставшиеся срезы подклеиваем как показано на фото:
Стараемся не оголить картон, полученный уголок приклеиваем к картону, не забываем вести работу симметрично:
 Про стек не забыли? Все уголки и торцы нужно прогладить! Красиво, когда уголки близки к 45 градусам.
Теперь наносим Момент на донышко коробки (всегда нужно наносить клей на меньшую деталь!):
 Обязательно ставим короб на донышко. Так мы сразу видим равны ли припуски, выступающие из под коробки.

 Оставляем с грузом  короб что бы он отдохнул от нас. Тут как раз видно какой клей я использую :)
Теперь и внутренне, и внешнее оформление коробочки закончено!
Остается сделать крышку. Об этом в третьей части МК.
Обращаю внимание: никакая часть этого МК, или он  целиком, ни одно фото не может быть использовано  без гиперссылки на этот первоисточник. Так же я настоятельно прошу вас, если захотите поделиться этим МК - просто дайте ссылку на это сообщение. Прошу отнестись с пониманием и ценить мое время, потраченное на создание МК. Спасибо!

1 комментарий:

  1. Вот спасибо за МК!за внутреннюю отделку цельной полосой...а то я тут мастерю свой сундук..."пандоры" :)))и находила только как обработать внутренность 4-мя отдельными частями-теперь попробую одной...

    ОтветитьУдалить